B-Uhr / Flieger – все, что нужно знать о немецких авиаторских часах

Часы немецких штурманов времен Второй мировой войны, известные под аббревиатурами «Beobachtungsuhren» (сокращенно B-Uhr в ед. числе, B-Uhren во мн. числе) или «Flieger», являются самыми популярными авиационными часами первой половины XX века.

B-Uhr Pilot

Beobachtungsuhren дословно переводится как «часы наблюдателя». К ним предъявлялись самые строгие требования, ведь наряду с компасом и альтиметром они играли важную роль, помогая штурману определять текущее местоположение и продолжительность полета. B-Uhren являлись собственностью люфтваффе и выдавались непосредственно перед полетом, а после завершения миссии возвращались обратно.

B-Uhren производились по заказу Рейхсминистерства авиации, разработавшего их спецификацию, с двумя типами циферблатов:

Тип А (Baumuster A) поставлялись с 1940 по январь 1941 года. Классический циферблат с цифрами от «1» до «11» и треугольником с двумя точками по бокам в положении «12 часов».

B-Uhr Type A

Тип В (Baumuster B) выпускались с января 1941 года до конца войны. Циферблат с минутной разметкой по ободку от «5» до «55» и дополнительной малой окружностью с часовой нумерацией.

B-Uhr Type B

Спецификация B-Uhren:

B-Uhr Specification

Чертеж 1942 года с обозначениями: RLM – Reichsluftfahrtministerium, Рейхсминистерство авиации. Lieferer (поставщик) – Gerhard D. Wempe, Hamburg

Размер корпуса: латунный или стальной диаметром 55 мм с защелкивающейся задней крышкой, на обратной стороне которой отображались тип, обозначение и номер механизма, серийный номер и название производителя.

Заводная головка: крупного размера, позволяющая летчику настраивать время, не снимая перчаток.

Маркировка FL 23883 на обратной стороне задней крышки: «FL» означает Fliegnummer, т.е. принадлежность к авиационному снаряжению; «23» — обозначение навигационного прибора; «883» — код, присваиваемый после тестирования Немецким научно-исследовательским институтом авиации.

B-Uhr Caseback

Треугольник или стрелка в положении «12 часов»: числовая отметка «двенадцати часов» заменена на треугольник с двумя точками (Тип А) и стрелкой (Тип В) для быстрой ориентации положения циферблата в условиях плохой видимости. Кроме того, эти обозначения могли использоваться в качестве солнечного компаса для нахождения истинного севера Земли в сочетании с секстантом, компасом и данными навигационных карт.

B-Uhren Flieger

Люминесцентное покрытие: радий (226Ra). Эту радиоактивную светомассу наносили на все стрелки и метки циферблата.

Функция стоп-секунды: наличие этой функции необходимо для облегчения синхронизации экипажа/полета между самолетами, участвующими в общей заданной миссии.

Регулировка и проверка точности хода: проводилась по стандарту хронометра в шести положениях при трех различных температурах.

Спираль баланса Breguet: спирали Бреге с противоударными и антимагнитными свойствами использовались в то время всеми крупными производителями.

Ремешок: должен быть достаточной длины для ношения часов поверх рукава летной куртки.

B-Uhr Strap

«Оригинальная пятерка»

Часы B-Uhren для люфтваффе выпускали пять компаний – четыре немецких и одна швейцарская:

B-Uhr Type B

Lange & Söhne — в период между 1940 и 1945 годами «Ланге» выпустила 6904 экземпляров часов с cal. 48/1. В целях безопасности с 1944 года компания прекратила маркировать изделия под собственным названием, заменив его на условный код «nhk».

Laco (Lacher & Co) — «Лако» использовала собственный калибр для карманных часов Durowe D5, имевший очень большое балансовое колесо (22 мм) и простой удобный регулятор. Durowe D5 выпускался вплоть до 1945 года.

Stowa (Walter Storz) — для B-Uhren Вальтер Шторц закупал в Швейцарии механизмы Unitas 2812 с регулятором «лебединая шея». 23 февраля 1945 года завод STOWA в Пфорцхейме подвергся разрушению в результате британской бомбардировки.

Wempe (Chronometerwerke Hamburg) — Wempe оснащались механизмом Revue cal. 31, известным коллекционерам как Wempe Carl Thommen, Revue K 31, B-Uhr. По экспертной оценке, фирма произвела только 60 копий, что является причиной их высокой коллекционной стоимости, находящейся в пределах 15 000 — 20 000 EUR в зависимости от состояния.

IWC– компания изготовила 1200 экземпляров собственного калибра 52 SC (официальное название «52 T-19» H 6 S.C.), из которых около тысячи было использовано для B-Uhren. SC («seconde central») в аббревиатуре калибра  — указание наличия центральной секундной стрелки.

Пилотские хронографы Flieger

После Первой мировой войны по условиям Версальского договора Германии запрещалось иметь военную авиацию, поэтому официальных часов для авиации не производилось. В 1920-30-х годах в обращении находились пилотские часы швейцарских фирм Omega, Longines и IWC. Однако к началу Второй мировой войны производство в Германии возобновилось: Hanhart в 1939-м, а затем Tutima в 1941-м наладили выпуск хронографов для пилотов военно-воздушных сил.

Tutima 1941 Flieger Chronograph (Calibre 59)

Модели обеих марок имели схожую конструкцию — рифленый вращающийся безель с меткой, 30-минутный счетчик хронографа, черный циферблат с покрытыми радием стрелками и арабскими цифрами для удобства чтения при плохой видимости. Первые версии были бесшовными, где ушки составляли единое целое с корпусом, но затем их стали припаивать. Кнопка сброса хронографа покрывалась красной эмалью. Интересно, что часы Hanhart и Tutima отличались друг от друга асимметричным расположением кнопок хронографа — верхняя кнопка Hanhart касается верхнего правого ушка, а нижняя кнопка Tutima касается нижнего правого ушка.

B-Uhr Hanhart 1939 Flieger Chronograph

Tutima была основана в 1927 году доктором Эрнстом Курцем, управляющим директором Ühren-Rohwerk-Fabrik Glashütte AG (UROFA). В 1940-х UROFA создала caliber 59 с функцией flyback («мгновенный возврат») и использовала его в хронографах Tutima для немецких военных. По оценкам, было произведено около 15 тысяч экземпляров.

Компания Hanhart, в то время базирующаяся в Швеннингене (Регион Шварцвальд), изготовляла два типа хронографов — с одной и двумя кнопками. Вплоть до 1950-х корпуса Hanhart изготовлялись из никелированной латуни, а затем перешли на сталь. После войны Шварцвальд стал частью французской оккупационной зоны. Компания продолжила выпускать хронографы, но уже для французских войск под маркой Vixa.

Среди послевоенных часов немецких ВВС встречаются примечательные часовые марки, модели и механизмы.

1955: Hanhart 417

Hanhart 417 ES flyback chronograph

Hanhart 417 — первые послевоенные часы, выпущенные для пилотов реформированного бундеслюфтваффе, с вариантами корпуса из хромированной латуни и нержавеющей стали (референция 417ES). Модель 417, практически идентичная хронографам военного периода, имела широкую популярность благодаря ассоциации со Стивом Маккуином, носившему её в 1960-х.

1957: Junghans J88

B-Uhr Junghans J88

В 1949-м Junghans разработала знаменитый калибр J88 с колонным колесом. И по сей день модель с одноименным названием J88 выделяется своим необычным двенадцатигранным безелем. Junghans выдавались пилотам (F-104 Starfighters) с 1957 года, пока в 1967-м их не заменили хронографами Heuer (Leonidas) Bundeswehr.

1967: Heuer-Leonidas Bundeswehr

В 1964 году Heuer объединилась с Leonidas, своим конкурентом, выпускавшим часы для итальянской армии. В 1967-м новая компания, получившая название Heuer-Leonidas S. A., поставила бундеслюфтваффе свой 43-миллиметровый хронограф Bundeswehr с логотипом Leonidas и механизмом Valjoux 220 на ручном заводе.

1969: Sinn 1550

B-Uhr Sinn 1550 SG

По сути это Heuer 1550SG с механизмом Valjoux 230. Дело в том, что, получив контракт на обслуживание часов для немецкой армии, Хельмут Зинн воспользовался ситуацией для продвижения своего бренда и заменил оригинальные циферблаты Heuer на точно такие же, но с логотипом Sinn.

1979: Orfina/Porsche Design

B-Uhr Orfina Porsche Design

Модель Orfina Porsche Design «3H military», изготовленная по проекту автомобильной компании Porsche на базе механизма с автоподзаводом Lemania 5100, появилась в 1979-м.

1982: Arctos

Хронограф Arctos Bund, выпущенный для Армейского авиационного корпуса федеральных сил Германии, выглядел точно так же, как часы Orfina, оснащенные механизмом Lemania 5100.

1983: Tutima

B-Uhr Tutima

В хронографах Tutima также использовались механизмы Lemania 5100.

Современные Flieger все еще «пахнут керосином прежних времен»: в них по-прежнему сохраняется некая особая аура, не говоря уже о таких полезных качествах, как отличная читаемость, надежность и простой утилитарный дизайн. Сейчас почти все известные бренды имеют в своем портфолио модели, разработанные под влиянием легендарных B-Uhren.

Современные пилотские часы приобрели более практичный вид для удобства повседневного ношения. Некоторые из них получили усложнение в виде функции отображения даты и, наконец, они уменьшились в размере и, следовательно, используют более компактные калибры, такие как ETA 282x, Valjoux 775x и Sellita.

Современный Laco Dortmund B-Uhr Type B

Современный Laco Dortmund B-Uhr Type B

Существует такое огромное количество швейцарских и немецких брендов, выпускающих свои версии B-Uhren, что совершенно невозможно всех их перечислить. Начнем с «оригинальной пятерки». За исключением Lange, остальные производители – IWC, Laco, Stowa и Wempe продолжают выпускать реплики и хомажи «часов наблюдателя», а Tutima и Hanhart — хронографы по мотивам своих старых моделей. Эти бренды остаются верны своему историческому наследию и знаковым элементам дизайна независимо от смены владельцев или изменений в производственных процессах.

Многие популярные компании делают отличные исторические хомажи, например, Archimede и Steinhart, а Sinn и Damasko усовершенствовали современные «пилоты» с использованием новейших материалов и технологий.

B-Uhr DIN 8330

Sinn и Stowa совместно разработали новый немецкий стандарт авиаторских часов DIN 8330, определяющий допустимую точность в температурном диапазоне от -15°C до +55°C, а также критерии по вибростойкости, ударной нагрузке, антимагнитной защите, устойчивости к агрессивным жидкостям, обычно встречающимся в авиационной промышленности (топливо, смазочные материалы, чистящие жидкости и антиобледенители) и совместимости с оборудованием ночного видения. Такие марки, как Zenith, Longines, Breitling, Breguet, Heuer, Dodane, Omega, Bremont, Fortis и Alpina также заслуживают внимания при рассмотрении военных и авиационных часов.

Вам может также понравиться...

комментария 4

  1. Сергей Сафронов:

    ЗДРАВСТВУЙТЕ! Заинтересован темой «военных» часов. Эксперимент — ORIENT SP UNG2001B. Для «осознания». Понравилось. Стиль, отылка к истории, Понимание функциональности, читабельность цифера. Каприз. Из принципа, стилизую кожанный браслет а-ла 1941-й. Понравится ежели. продолжу на высоком уровне. За информацию огромное Вам спасибо! С уважением, Сергей, Санкт-Петербург. С Наступившим Вас Новым Годом!

  2. Любовь:

    Здравствуйте! В нашей семье хранятся часы, судя по всему экспериментальные, фирма Ланге Сон, № механизма 89607 , № часов 127- и дальше никаких цифр . Судя по циферблату 1940 год, по видимому их было всего несколько штук. Я могу выслать фотографию

    • Роман:

      Здравствуйте. А можно посмотреть что это у вас за часы? Спасибо. Вы продать их может хотели? Я коллекцию собираю. Можно на ватсап писать 89009608208

    • Роман:

      Куплю дорого:) пришлите пожалуйста фото на ватсап 89009608208

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы

Яндекс.Метрика